Советы педагога-психолога - Ясли сад №162 г.Минска
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Советы педагога-психолога

Советы родителям по выбору игрушек

 Современного ребёнка сложно чем-то удивить. Но игра всегда продолжает оставаться ведущей деятельностью в периоде детства. Она даёт ребёнку – знания, умения, навыки и всестороннее развитие.

Сегодня нас окружает огромный ассортимент игрушек. Как не потеряться в таком разнообразии и найти нужную ребёнку игрушку? Прежде всего, надо понимать, что современные дети очень информированы, они гораздо раньше взрослеют своих предшественников, поэтому и игрушки стоит выбирать с учетом нового времени. Детям раннего возраста, очень нравятся современные звуковые и движущиеся лошадки, мишки, зайчики, которые мигают разными огоньками и поют песенки. При выборе игрушек для малышей обращайте внимание на качество и материал, лучшим выбором может стать безопасная игрушка из дерева или прочного пластика. Но не все современные игрушки способствуют всестороннему развитию ребёнка, есть и такие современные интерактивные игрушки, которые блокируют креативное мышление детей. Такие игрушки могут быть у ребёнка, но их должно быть не много, предпочтение надо отдавать традиционным куклам и солдатикам, которые позволяют в каждом конкретном возрасте развивать у ребёнка фантазию и способность что-то сделать самостоятельно. Например, современная кукла для девочки уже наделена собственной активностью, она способна кричать, петь, махать руками и издавать какие-то собственные звуки. Такие куклы бессмысленны для игры. Они сводят игру к примитивному нажимаю кнопок, к восприятию активности самой игрушки. Они вытесняют и подменяют настоящее общение.

Игрушки должны быть полезными. Полезные игрушки — это традиционные игрушки, в которые дети играли испокон века. Обычные куклы, мягкие игрушки, детские столовые приборы, солдатики, машинки. Потому что игра — это создание воображаемого пространства, мира и игрушка не должна ребёнку в этом препятствовать. Если у ребенка есть любимые игрушки, то их ему достаточно. Помните, что помощь взрослых не заканчивается предоставлением правильных игрушек. Важно дать игрушке жизнь, то есть ввести её в игру, тогда ребёнок с удовольствием подхватит это. Когда у ребёнка получается что-то сделать самому, у него появляется блеск и радость в глазах. Часто родители задаются вопросом: «Почему дети плохо играют в готовых домиках, быстро теряют к ним интерес?» Ответ прост: это пространство неизменно и не предполагает подстраивания под нынешние нужды ребёнка, поэтому оно быстро теряет новизну и ценность. Ребёнку нужны специальные предметы для конструирования «своего» пространства. Это могут быть ширмы, доски, подушки, покрывала. Если хотим, чтобы у ребенка развивалось воображение, у него должно быть мало игрушек, но для многих вариаций игры. Итак, «правильная» игрушка для ребенка должна обладать развивающим потенциалом, иметь воспитательную полезность и быть абсолютно безопасной.

Игрушка для ребенка — это не только развлечение, но и развивающее пособие. Она должны быть полезной, а главное, безопасной. Не каждая игрушка подойдет ребёнку, а некоторые даже могут быть опасны для него. В связи с этим производители предпринимают определенные меры предосторожности:

  1.  Для снижения вероятности несчастных случаев, на большинстве детских игрушек указывается возраст, на который они рассчитаны
  2.  Если Вы выбираете мягкую игрушку, обратите внимание на наличие пометок об огнестойкости либо наличии замедлителей горения в составе материала, из которого она изготовлена.
  3.  Избегайте покупки музыкальных игрушек, звучащих слишком громко, поскольку дети очень часто подносят их близко к уху, а слуховой аппарат детей так нежен, что громкие звуки могут легко его повредить.
  4.  Постарайтесь не покупать слишком маленькие игрушки и игрушки с мелкими деталями, поскольку дети могут проглотить их или засунуть себе в ушко или в носик. Что касается мягких игрушек или кукол, нужно постоянно контролировать, не отрываются ли у них какие-либо части. При выборе игрушки из резины удостоверьтесь, что она достаточно крупна, чтобы ребенку невозможно было засунуть ее себе в рот даже в сжатом состоянии.
  5.  Помните, что самыми опасными являются игрушки с верёвками и шнурками, в которых малыш может запутаться.

Какие можно дать советы для выбора игрушек:

  1.  Всегда учитывайте особенности самого ребёнка – возраст, уровень физического развития, половая принадлежность.
  2.  Приобретайте игрушки разных видов. Чем разнообразнее игрушки, тем разнообразнее игры детей.
  3.  Не стоит иметь специальные игрушки только для мальчиков или только для девочек. Куклам, мишкам или другим игрушкам, изображающих человека или животных, следует подобрать для хранения такое место, чтобы они были размещены в естественном положении (стоя, сидя).
  4.  Купив новую игрушку, покажите ребёнку, как с ней играть, подскажите, что каждую игрушку можно использовать в разных играх, поиграйте вместе с ребёнком.
  5.  От взрослых зависит, как ребёнок будет относиться к игрушкам: любить их, обращаться, как со своими друзьями или, наоборот, равнодушно проходить мимо.
  6.  Приучайте детей к порядку и бережливости. Каждая вещь, включая игрушки, должна иметь своё место. Начиная с 2-х лет приучайте малыша наводить порядок в игрушках.
  7.  Помните, что книги, карандаши, пластилин – не игрушки. Это учебные пособия, которые надо хранить отдельно.
  8.  Если игрушек много, их необходимо периодически менять. Игрушки, которыми не играют ребёнок давно, временно храните отдельно.
  9. Помните, что приобретение игрушек должно зависеть не от бюджета семьи, а их педагогической целесообразности. Соблюдайте чувство меры.
  10.  Сломавшуюся игрушку следует починить, привлекая к посильной помощи ребёнка. Это воспитывает бережливое отношение к вещам, любовь и уважение к родителям.
  11.  Совместные игры не только обогащают игровой опыт ребёнка, но и повышают его эмоциональную и социальную вовлеченность. Взрослым общение с ребёнком в игре помогает лучше понять его потребности, умения, черты характера.
  12.  Игрушка должна приносить полезность для психического развития (например, отсутствие агрессии, жестокости, насилия) и безопасность для жизни ребёнка. Взрослые, покупающие игрушки своему ребёнку, должны помнить, что игрушка – важное средство психического развития и неотъемлемый элемент процесса социализации ребёнка.

Выбирая ребёнку игрушку, стоит задать себе такие вопросы: «Какие качества я хочу воспитать в ребёнке?», «Не навредит ли эта игрушка психике и здоровью ребёнка?» и только потом сделать осознанный выбор в пользу той или иной игрушки.

Зав. ОГДиП Стасевич С.С.

«Детское благополучие. 

Как вырастить психически здорового ребенка»

Детство – это то, с чего начинается жизнь каждого человека. Это период, который определен как самый яркий и важный этап в развитии личности.

Эмоциональное благополучие ребенка в семье очень влияет на  психическое развитие ребенка.

Что нужно делать, чтобы  дети были психически здоровыми?

Первое: Безусловное принятие ребенка. Это означает принимать и любить ребенка таким, какой он есть, несмотря на существующие недостатки, независимо от его поведения. Самым большим испытанием любви без условий является умение отделять личность от его поступков. Это не означает, что мы должны одобрять или соглашаться со всем, что делает ребенок, но любовь продолжается даже тогда, когда мы осуждаем его действия.

Второе: Поддерживайте во всем ребенка, верьте в него.

Что нужно сделать, чтобы поверить в ребенка?

1. Не вспоминайте о его прошлых неудачах, вспомните об его успехах, опирайтесь на сильные стороны ребенка.

2. Помогите ребенку обрести уверенность в себе, вселяйте веру в то, что он справится с той ответственностью, которую вы на него возложите.

3. Показывайте свою любовь к ребенку, чаще обнимайте и жалейте его, проводите больше времени с ним.

Третье: Требовать – это значит следить за тем, чтобы ребенок выполнил заданные родителями правила. Но прежде эти правила должны соответствовать определенным требованиям:

1. Их нельзя говорить со злостью, с криком, с раздражением, но и нельзя упрашивать.

2. Правила должны быть посильными для ребенка, нельзя требовать от него слишком трудного.

3. Правила должны быть разумными, то есть не противоречить здравому смыслу.

Фразы, которые нельзя говорить ребенку.

  1. «Видишь, у тебя ничего не получается – дай я сделаю». Такие фразы программируют ребенка на неудачу, вселяют в него неуверенность.
  2. «Еще раз увижу – ты у меня получишь!» Все гневные обращения вызывают агрессивную реакцию.
  3. «Не расстраивайся из-за ерунды» Если не почувствовать важность и серьезность проблемы для ребенка, то в следующий раз ребенок с вами не поделится. Помните, что вы самые близкие для ребенка люди. Выслушайте ребенка, проявите искренний интерес и ребенок почувствует, что его любят и уважают.
  4. «Неряха», «Растяпа», «Горе луковое» - подобные ярлыки понижают самооценку, и ребенок действительно начинает им соответствовать.

      Помните:  «Ребенок нуждается в вашей любви больше всего именно тогда, когда меньше всего ее заслуживает».

        Не бывает плохих детей – есть дети, которым плохо! И негативным поведением ребенок говорит взрослым о том, что ему плохо. А к плохому поведению приводит отсутствие теплых, доверительных, уважительных отношений.